|
ЗЕРНОВОЙ ХЛЕБ БЕЗ МУКИ «ТОНУС» из цельного пророщенного зерна |
ПРАВОСЛАВНЫЙ ПОСТ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВРАЧАА. Осипова, врач-аллерголог, Минск
[1] [2]
Древние источники донесли до нас благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников: “... потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного”; “вина горячего не держати и не пити”; “обжорство с пиянством – наипачий грех”.
Святой Максим Исповедник подчеркивает: “Не пища зло, а чревоугодие”. Эти простые слова найдут полное согласие любого здравомыслящего профессионального врача-диетолога, гастроэнтеролога, аллерголога.
В дальнейших размышлениях нам необходимо строго разграничивать такие понятия, как “пост” и “питание во время поста”.
По пищевым предписаниям православные посты можно разделить на 5 категорий:
Строжайший пост: запрещена любая пища, допустима только вода. В аллергологии и медицине это соответствует понятию о полном голодании.
Пост с “сухоядением”: разрешена невареная растительная пища без употребления постного масла. В медицине это близко понятию о строго вегетарианском питании в форме сыроядения, но не равнозначно последнему, так как в дни такого поста вкушают хлеб.
Пост “с ядением сварения”: разрешено употребление растительной пищи, подвергнутой тепловой кулинарной обработке, но без постного масла.
Этот тип питания в медицине почти полностью соответствует строгому вегетарианству.
Пост “с ядением сварения с елеем” соответствует предыдущему, но допускается использование постного масла в натуральном виде и для приготовления пищи из растительных продуктов.
Пост “с ядением рыбы”, когда растительная пища в любой кулинарной обработке дополняется рыбой и рыбными продуктами, а также постным маслом.
Кроме указанных предписаний, в церковном уставе о постах оговорены дни однократного принятия пищи. Рассмотренные пищевые предписания позволяют очертить круг продуктов, составляющих постную пищу. Это зерновые (хлеб, крупы), бобовые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съедобные дикорастущие растения, орехи, пряности, мёд, растительные масла, рыба и рыбные продукты.
К понятию “скоромная пища” относится мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты, животные жиры, яйца; а также содержащие их продукты (кондитерские изделия с добавлением молока или яиц).
Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания, что весьма близко к медицинским принципам раздельного питания.
В православном календаре около двухсот дней в течение года – постные; причём, в прошлом большинство населения соблюдало пищевые предписания в период поста. Отсюда – обилие в старинной кухне грибных и рыбных блюд, склонность к использованию различного растительного сырья: зерна (каша), бобовых, овощей (капуста, репа, редька, огурцы и др.), трав (крапива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Множество забытых ныне блюд делали, например, из гороха: горох битый, тертый, гороховый сыр (твердо сбитый мелкий горох с растительным маслом), лапша из гороховой муки, пироги с горохом и многое другое.
В качестве постных масел использовали конопляное, ореховое, маковое, оливковое, только в середине XIX века появилось подсолнечное. Вкусовое разнообразие постной пищи достигалось употреблением пряных овощей, пряностей, уксуса. В большом количестве ели лук, чеснок, хрен, укроп, петрушку. Уже с Х-XI веков на Руси применяли анис, лавровый лист, чёрный перец, гвоздику, а с XVI века их дополнили имбирь, шафран, кардамон и другие пряности.
Но и в потреблении постной пищи должно соблюдать умеренность. Смягчение пищевых предписаний допускается для болящих, для занятых тяжелым физическим трудом и для тех, кто находится в пути. Пост также не распространяется на грудных детей.
Святитель Иоанн Златоуст учит:
“Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву, да имеет большую готовность к служению Слову Божьему. В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей”.
В недавнем прошлом в советской атеистической и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма. В настоящее время именем христианского поста пытаются называть различные искусственные методы питания, голодание, разгрузочные диеты, вегетарианство и тому подобное. Это совершенно не верно! Зато достоверно, что строгое соблюдение постов никоим образом не может повредить здоровью человека, и это подтверждается многовековым опытом миллионов православных христиан.
Православная газета № 23-24 (79) 1997, г. Екатеринбург.
Официальное издание Екатеринбургской епархии Русской Православной Церкви, www.orthodox.etel.ru
|